стена из камней

Кто такой историк?

Тут речь пойдет, конечно, не об абстрактном историке, а о конкретном человеке, исследователе, точнее о том, как я представляю себе историка, его предназначение, значение, функции, инструментарий и рабочее место.

Как-то всего очень много получилось. Начнем по порядку, и постараемся сделать поменьше букаф и побольше картинок, чтобы было приятно читать 🙂

Как и когда я стал историком?

Вспоминаю один случай из своего детства, мне было лет 12, на уроке истории учитель рассказал о святителе Филиппе Колычеве и о том, как он был убит Малютой Скуратовым в Тверском монастыре.

Рассказ был в детективных подробностях: «Малюта подошел к митрополиту и попросил благословения, святитель призвал его не кощунствовать, а делать то, зачем пришел. Тогда Малюта взял подушку и задушил преподобного, позвал монахов и сказал, что Филипп угорел в своей келье. Через несколько часов святитель был похоронен а Малюта Скуратов вернулся к Иоанну Грозному, шедшему с войском на Новгород».

Я поднял руку: «Скажите, раз в келье были только двое, откуда мы знаем подробности беседы?»

Учитель был поставлен в тупик таким вопросом. Ведь ясно как день, что Малюта Скуратов никаких мемуаров не писал, «жучков» в келье не было, да и быть не могло. Если факт убийства оспаривать трудно (приезд известного опричника, неожиданная смерть святого, неприязнь к нему Иоанна Грозного, тут же произведенное погребение), то сам разговор был явно выдуман позднее. И этот факт (я не хвалюсь вовсе) мною был замечен. Тогда я еще не знал, что такое внутренняя и внешняя критика источника, как ею пользоваться (да и сейчас представляю лишь в общих чертах), чем достоверные источники отличаются от недостоверных, и почему вторые, ИМХО, также ценны, как и первые.

Итак, историк, по моему скромному мнению, это исследователь, который должен отделить пшеницу от плевел, а если это не возможно, то хотя бы попытаться.

Историк — это кирпич, он видит кирпичную стену (историческую науку), берет стремянку, лезет на самый верх, укладывается поудобнее, и обильно смазывает себя цементом. Цемент не успевает просохнуть —  следующий кирпич уже на подходе. Иногда попадаются кирпичи покрупнее, они необязательно ползут наверх, — часто предпочитают лечь где-то рядом со стенкой. Есть третий вид кирпичей, чаще всего они передвигаются группами, правда их появление — большая редкость. Они разбивают добрую часть стены, занимая собой целую секцию. Правда, подобное уродство мало кого устраивает, поэтому спустя какое-то время прежнюю стенку восстанавливают, а эту группу наглецов скидывают в одну, никому не нужную, кучу.

Метафора может кому-то не понравиться, но поверьте, я действительно так себе все это представляю.

Если с предназначением историка вопросов не возникает, идем дальше. Значение историка. ЗНАЧЕНИЕ… ЗНАЧЕНИЕ…

Как бы выразиться красиво, и в то же время, не слишком длинно и банально.

Полагаю, что история – это форма коллективной памяти общества. Представьте себе, что произойдет с человеком в большом городе, если он вдруг потеряет память (полностью или частично). Наверное – ничего хорошего. Нечто подобное произойдет и с обществом. Это если кратко, а так тут можно не одну книгу написать…

Функции историка широки. Очень широки.

Историк — учитель. Преподает подрастающему поколению уроки из нашего «Славного и не очень» прошлого, формирует из индивида — личность (иногда не  получается…)

Историк — политик. Все эти договоры, пакты, соглашения, сговоры и перемирия. В голове историка укладываются очень комфортно и всегда готовы к использованию.

Историк — экскурсовод. Кто, как ни он, интересно, в захватывающих подробностях, о которых не знали даже современники, расскажет туристам о знаменитой битве или великой личности.

Историк — … Впрочем, это список Вы лучше сами продолжите.

Об инструментарии, наверное, говорить не надо, лично я использую только руки и голову… шутка. Если серьезно, то историк не мыслим без источника (это материал историка), к которому он применяет определенные методы. Самый любимый — анализ. Синтез любят меньше (наверное, потому собрать что-то гораздо труднее, чем разобрать). Кстати, голова — это, действительно, самый главный инструмент историка, впрочем как и представителей многих других профессий.

Еще я очень люблю дифференцировать. Не знаю почему, но однокурсники надо мной в связи с этим подшучивали…