Использование ИКТ в преподавании истории детям с ОВЗ

В 2010 году в Смоленске прошла конференция по теме «Формирование инновационного пространства образовательного учреждения, как фактор профессионального роста молодого педагога».

Мною был подготовлен доклад для секции «Инновационные педагогические технологии в современном образовательном процессе».

Тема доклада:

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения в преподавании истории детям с ограниченными возможностями и ослабленным здоровьем

В рамках данного доклада я хотел бы поделиться с вами своим опытом преподавания истории детям с ограниченными возможностями и ослабленным здоровьем. Буду рад, если он окажется кому-нибудь полезным.

ГОУ СОШ надомного обучения № 1975, в которой я тружусь, открылась в 2000 году. В школе обучаются инвалиды детства и дети, страдающие хроническими соматическими, хирургическими, психоневрологическими и неврологическими заболеваниями.

В школе существуют три формы обучения: классно-урочная (до 8 человек в классе), групповая (до 4 человек) и индивидуальная, причем занятия по групповой и индивидуальной формам могут проходить как на базе школы, так и на дому у ребенка.

Особенно актуальным становится применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории детям, обучающимся на дому или индивидуально на базе школы, так как в силу объективных причин они зачастую имеют сниженную мотивацию к получению достоверных знаний, часто снижен эмоциональный настрой, отсутствует видение перспектив в жизни. В то же время возможности использования ПК в большой степени зависят от диагноза ребенка, его индивидуальных особенностей, что создает дополнительные сложности в работе с детьми с ослабленным здоровьем, обучающимся по классно-урочной форме обучения.

ГОСТ дает следующее определение термину «информационно-коммуникационная технология» – это «информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации»[1].

Персональный компьютер может использоваться на любом из этапов образовательного процесса: в начале урока при повторении пройденного, в середине в качестве изучения нового материала, в конце как закрепление материала урока, дома при выполнении домашнего задания

Я хотел бы более подробно остановиться на этих позициях. 

Повторение

Это могут быть интерактивные тесты, когда ученик самостоятельно выполняет задание, получает объективную оценку своих знаний и сразу делает работу над ошибками. Положительный аспект заключается в том, что при этом функции учителя сводятся к наблюдению, а ученик из допрашиваемого превращается, в некотором роде, в исследователя, заинтересованного в результате. Согласитесь, есть разница, ставит оценку за работу учитель или это делает ЭВМ. На компьютер глупо обижаться. На этом же этапе урока возможно заполнение хронологической таблицы, соотнесение терминов и их определений, заполнение недостающих элементов текста, работа с изображениями и т.п.

При прохождении новой темы

При изучении нового материала иногда бывает полезно преподнести его в качестве видеофрагмента. Например, на уроке истории в 8 классе по теме «Русско-Турецкая война 1877–1878 гг.» учащимся было предложено просмотреть отрывок из цикла передач Леонида Парфенова «Российская империя», при этом было необходимо дать ответы на заранее подготовленные учителем вопросы. Таким образом, была достигнута требуемая степень понимания увиденного, и материал был лучше освоен.

Использованное к месту музыкальное произведение также способствует расширению кругозора учащихся и стимулирует их интерес. Так, на уроке истории в 8 классе, посвященном Великой Французской революции, уместно прослушать с учащимися Марсельезу, а на уроках, тема которых касается культуры – соответствующие произведения великих композиторов.

Обогащает образовательный процесс и использование изобразительных документов. На уроке «Русская художественная культура в первой половине XIX века» учащиеся должны были прочитать из учебника описание картины Павла Федотова «Сватовство майора» составленное самим Федотовым и попытаться представить себе картину. Затем была продемонстрирована электронная репродукция. Данный вид работы задействует визуальное восприятие, способствует развитию образного мышления, что особенно важно для детей с ослабленным здоровьем, зачастую лишенным возможности сходить в музей. Подобного рода задания позволяют отойти от ощущения истории как сухого текста учебника. Картина – это не только исторический документ, но и объект эстетического мышления, а одна из образовательных целей – как раз развитие чувства прекрасного.

При изучении вопросов внешней и внутренней политики детям интересно работать с интерактивными картами, так как они содержат в себе игровой элемент и более наглядно показывают развитие событий.

Как домашнее задание

Чтение учебника может быть дополнено, а иногда и заменено просмотром видеофильма. Работа с фильмом может быть различной, что зависит от специфики детей и особенностей их восприятия: оставление к фильму вопросов, заполнение карточек, предложенных учителем, последующий пересказ.

Актуальным становится самостоятельный поиск учащимися в сети интернет информации по заданной теме и последующее написание докладов и рефератов.

Помимо тех возможностей, которые предоставляет интернет, в данное время вышло в свет много мультимедийных программ по истории.

Заключение

Информационно-коммуникационные технологии должны не замещать собой традиционный образовательный процесс, а скорее дополнять и гармонировать с ним. Продолжительность работы с компьютером на уроках истории не должна превышать 15-20 минут[2], оптимальное время использования компьютера на уроках с детьми с ослабленным здоровьем зависит от конкретного диагноза.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает определенные результаты. У ряда детей повысилась мотивация в изучении истории, улучшилась успеваемость, появился интерес к самостоятельному поиску и работе.

Список использованной литературы:

  1. СанПин 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. http://www.but-edu.ru/library/param1/cat5/item97/
  2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М., Стандартинформ, 2007. ГОСТ Р 52653–2006.

[1] ГОСТ Р 52653–2006 (Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М., Стандартинформ, 2007, с. 2.)

[2] СанПин 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. http://www.but-edu.ru/library/param1/cat5/item97/

Макарцев Юрий

учитель истории, обществознания и права.