Государь император Николай II Александрович (Романов) родился 19 мая 1868 года в день памяти святого праведного Иова многострадального. Верный Христу он прошел земной путь, полный скорбей, и увенчал его страдальческой кончиной.
Служение императора Николая II прошло под сенью благословения его отца, Александра III:
«… Я передаю тебе царство Богом мне врученное. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать <…> ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни».
Как его небесный покровитель – святитель Николай Мирликийский чудотворец, – Николай II был милостив и справедлив, старался прийти на помощь страждущим и нуждающимся. И эти качества переняли его четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, которые в страшные годы Первой мировой войны служили сестрами милосердия в госпиталях.
Известные люди, имевших счастье лично общаться с Николаем II, так отзывались о нем:
Министр финансов С.Ю. Витте:
«Когда император Николай II вступил на престол, то от него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности».
Премьер-министр В.Н. Коковцов:
«Десять лет я был докладчиком у Государя, я хорошо знаю его характер и могу сказать по совести, что сознательно он никому не причинил зла, а своему народу, своей стране он желал одного — величия, счастья, спокойствия и преуспевания».
Николай II вступил на всероссийский престол в сложное для России время. В XIX столетии в Российском обществе происходил процесс отхода от традиционных духовных ценностей. Об этом писали великие русские писатели в своих произведениях (Тургенев, Достоевский и др.)
В то же время с материальной стороны Россия была далеко не бедствующей страной.
Бремя прямых и косвенных налогов в России было намного меньше, чем во Франции и Германии.
Царствование Николая II было периодом экономического роста. Строились железные дороги, увеличивалась добыча полезных ископаемых, росли показатели тяжелой и легкой промышленности.
Россия была кормилицей Европы: на ее долю приходилось 25% мирового экспорта пшеницы.
Император был инициатором созыва мирной конференции в Гааге в 1898 году, на которой были приняты важные решения, касающиеся правил ведение войн и сведения к минимуму страданий простых солдат (запрет использовать разрывные пули, и т.п.)
Государь писал П.А. Столыпину 23 октября 1907 года
«Я имею всегда одну цель перед собой — благо Родины».
Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Памятуя о завещании отца, Николай II много внимания уделял делам православия. Фактически при нем был подготовлен созыв Церковного Поместного Собора Русской Православной Церкви.
За годы правления Государя было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия: Феодосий Черниговский (1896), Исидор Юрьевский (1898), Анна Кашинская (1909), Евфросиния Полоцкая (1910), Ефросин Синозерский (1911), Иосаф Белгородский (1911), Патриарх Гермоген (1913), Питирим Тамбовский (1914), Иоанн Тобольский (1916). Причём на канонизации преподобного Серафима Саровского (1903), — ныне одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых, — он настоял вопреки мнению обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева.
Многое сокрыто от нас, но доподлинно известно, что Царская Семья в 1903 году приняла участие в торжествах, посвященных прославлению Преподобного Серафима в Сарове. Николай второй нес мощи великого русского святого. А спустя год после пламенных молитв преподобному Серафиму у царственной четы родился пятый ребенок — единственный сын и наследник – цесаревич Алексий (12 августа 1904 года).
«Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит…», — так пророчествовал Серафим Саровский о будущем России. Сбылось предсказание великого Старца. После прославления в лике святых преподобного Серафима возникла «великая смута на Руси» и восстали против самодержавия и последнего русского царя его «верноподданные». «Кругом измена, трусость и обман», — записал в своем дневнике Государь Император Николай второй 2 марта 1917 года.
Благочестивый царь, преданный большинством своих подданных, не покинул Россию после революции 1917 года. Он прошел путь скорби и унижения вместе со своим народом. Коммунистическая власть не остановилась на том, что расстреляла царскую семью, уничтожила ее физически. Она пошла дальше: была предпринята попытка опорочить имя государя в истории. Во всей официальной литературе советского периода, энциклопедиях и учебниках мы встречаем клеветническое утверждение: император был казнен за измену Родине.
Через три дня после чудовищного, предательского расстрела, во время богослужения в Московском Казанском соборе патриарх Тихон сказал проповедь, в которой обозначил «суть духовного подвига» царя и отношение церкви к вопросу казни:
«На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Спустя почти столетие, в августе 2000-го года, когда на Архиерейском соборе было принято решение о канонизации святых Царственных Страстотерпцев, православный русский народ, собравшийся на площади перед Храмом Христа Спасителя, запел тропарь Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Как и предсказывал преподобной Серафим – среди лета «Пасху запели».
И под этот гимн победы над смертью началось возрождение, восстание России из духовного пепелища.
400-летие дома Романовых совпало с торжествами, посвященными 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского (2003 год). Народ, не вместившись в несколько Дивеевских храмов, заполнил все площади. Служба шла под открытым, как будто распахнувшемся навстречу молитве, небом под покровом Пресвятой Богородицы, Ее великого «служки» преподобного Серафима, и, конечно же, Царской семьи.
19 мая 2014 года в Сарове состоялся Чин закладки камня в основание строящегося храма в честь святых царственных страстотерпцев. И, будем верить, что в этом, поднявшемся среди Саровских лесов храме, 19 мая 2018-го года состоится торжество в честь 150-летия со дня рождения последнего русского царя-старстотерпца Николая II, великого молитвенника и заступника нашего перед Престолом Божиим. И снова православные «Пасху запоют»…
Юрий Макарцев